Безумцы и жертвы

Иван Грозный убивает сына

В Российской газете от 30.05.2018 г. опубликовано моё небольшое интервью о вандализме с точки зрения психиатра.

Безумцы и жертвы

Что движет людьми, покушающимися на великие шедевры

Зачем они это делают

Вандалы, демонстрирующие разрушительное поведение, существовали всегда. Достаточно вспомнить Герострата, чье имя осталось в веках благодаря преступлению — поджогу. Что же кроется за склонностью к вандализму?

  • Это, во-первых, могут быть психологические проблемы: желание выделиться, доказать себе и всем, что «я могу сделать нечто, недоступное другим», — говорит Сергей Ветошкин, врач-психиатр, завотделением психиатрической клиники. — Трудно однозначно указать причины. Может, не хватило внимания и тепла в детстве. Или человек не выдержал текущих проблем — с работой, в личной жизни, и его прорвало. В таких случаях речь всегда идет о несчастных с завышенными ожиданиями от жизни, когда ожидания эти не оправдались.

Вторая группа людей, склонных к вандализму, по мнению Ветошкина, это уже ближе к психиатрии. Это люди, имеющие какие-то психические расстройства, эндогенные заболевания, шизофрению. Ты уже можешь не отдавать себе отчет, что творишь и чем это тебе грозит. Может включиться и бредовый мотив: к примеру, ты уверен, что картина недостоверно отображает исторические факты, а потому ее надо уничтожить Еще вариант — расстройства личности, когда человек подвержен сиюминутным импульсам. Психанул — и сделал, не думая о последствиях. Спусковым крючком может послужить и алкоголь, провоцирующий агрессию и склонность действовать импульсивно, а эндогенные заболевания в 30% случаев сопровождаются алкоголизмом или наркоманией, уточнил доктор.

Проявления вандализма — от наиболее мягких форм в виде того же граффити и до случаев расправы с шедеврами — не такая уж редкость. Они происходят везде, в том числе и в благополучных странах.

  • Конечно, есть способы вычислить преступника визуально: по поведению, мимике, жестам. В Израиле есть методика, помогающая устанавливать возможных террористов, — говорит Сергей Ветошкин. — Таких специалистов называют профайлерами — их подготовка дело сложное и дорогое. Можно с трудом себе представить, что наши музеи смогут обзавестись такими сотрудниками. И, конечно, держать под контролем каждого нереально. Так что предусмотреть, какая картина и почему может вызвать у психически неуравновешенного человека позыв броситься на нее, не в состоянии ни хранители, ни реставраторы. Нападения случаются регулярно и по разным причинам, предотвратить их все едва ли возможно, а закрывать все высокопрочным стеклом дорого. Вот и шедевр Репина был укрыт стеклом обычным и огорожен лишь столбиками с проволокой. И не был застрахован: по словам главного хранителя Третьяковки Татьяны Городковой, у других полотен страховки также нет — этого не требует закон. В наших условиях выход один: получше защищать шедевры.

Справка

Герострат — житель древнегреческого Эфеса, ради того, чтобы обессмертить себя, сжегший в 356 г. до н.э. храм Артемиды Эфесской. Его именем с тех пор называют людей, готовых ради того, чтобы войти в историю, совершить что-то ужасное.

Комментарий

Андрей Куча, начальник отдела страхования культурных ценностей «АльфаСтрахование»

  • Музейные экспонаты страхуются в нашей стране, когда они отправляются на выставки. Это, к слову, мировая практика. За рубежом постоянные коллекции тоже, как правило, не страхуют. Редкое исключение — отдельные произведения или коллекции, принадлежащие частным владельцам во Франции, США, Швейцарии, Германии. Причина того, что тотальное страхование не используется, простая: из всего, имеющегося в запасниках, музеи выставляют самое лучшее. Естественно, эти ценности и самые дорогие. Если страховать все в совокупности — это будут астрономические суммы, каким бы мизерным не был установлен страховой тариф.

Что касается выставочных экспонатов, они страхуются практически от всех рисков: кражи, умышленного или случайного повреждения, стихийных бедствий, утраты при транспортировке и т.д. Исключения единичные — например, не страхуется риск радиоактивного заражения. Да и реставрация тоже не считается страховым случаем.

Конкретные суммы назвать не могу, поймите меня правильно. Во-первых, стоимость шедевров — это вещь во многом условная, ведь все понимают, что уникальное произведение искусства, по сути, бесценно. Кроме того, хотя страховщики не подписывают никаких обязательств о неразглашении, мы прекрасно знаем, что музеи не приветствуют, когда в прессе всплывают цифры со многими нулями. Не хотят привлекать внимание к этим вещам, чтобы не вызывать слюноотделение у возможных преступников. Музеи — наши клиенты, и мы прислушиваемся к их мнению.

Подробности

От вандалов страдали произведения искусства всех жанров — скульптура, актуальное искусство, живопись.

  • 14 сентября 1975 года в амстердамском Рейксмузеуме бывший школьный учитель, психически нездоровый голландец Вилхелмус де Ринк хлебным ножом нанес 12 порезов картине Рембрандта «Ночной дозор».
  • «Русалочка» в Копенгагене стала местом паломничества для современных любителей отличиться. Впервые вандалы положили на нее глаз в 1961 году, облив скульптуру краской. В 1963-м ее обезглавили. В 1998 году памятник снова обезглавили, в 2003 году отпустили «в свободное плавание». В последний раз на русалочку нападали в 2007 году, когда на глазах у туристов ее стали раскрашивать в розовый цвет.
  • В 1997 году российский художник-акционист Александр Бренер в голландском Стеделийк-музее на картине Малевича «Супрематизм» нарисовал знак доллара зеленой краской из баллончика, сочтя это акцией, освежающей работу знаменитого авангардиста. Бренер получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения и пять месяцев условно.
  • 15 июня 1985 года в ленинградском Эрмитаже картина Рембрандта «Даная» подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес удары ножом. Вандалом оказался житель Литвы Бронюс Майгис. Он объяснил свой поступок политическими мотивами и даже кричал, исполняя свое дело, «Свободу Литве!».
  • 13 июня 2012 года молодой человек дополнил полотно Пабло Пикассо «Женщина в красном кресле», нарисовав на нем матадора, убивающего быка. Инцидент произошел в музее американского города Хьюстон Menil Collection, где картина выставляется с момента его открытия в 1987 году. Сразу после инцидента картина была доставлена в отдел реставрации, где специалистам удалось полностью удалить следы краски.
  • 7 октября 2012 года картина экспрессиониста Марка Ротко была повреждена в лондонской галерее современного искусства «Тейт Модерн». Неизвестный мужчина зашел в один из залов музея и написал в углу картины Ротко «Владимир Уманец 12. Потенциальный кусок желтизны». Ответственность за порчу полотна взял на себя российский художник Владимир Уманец.
  • В декабре 1956 года в Лувре боливиец Уго Унгаза Виллегас запустил в полотно Леонардо да Винчи «Мона Лиза» камнем. С тех пор у левого локтя «Моны Лизы» едва заметная отметина.

Оригинал статьи.

(Visited 61 times, 1 visits today)

Вам может понравиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *